Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

Обучающие:

  • Знакомство с обрядовым печеньем - тетерки.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы художественными материалами (пластилином), творческой фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа.

Оборудование:

Материалы для ученика: клеёнка, стеки, пластилин, салфетки для рук.

Материалы для педагога: Презентация “Волшебный пластилин”, выставка работ учащихся, таблицы “Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки””, “Виды каргопольских тетерок”; фотографии тетерок.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЁРКИ”.

II. Вступительная беседа

Давайте вспомним, какие Вы знаете традиционные формы обрядовых печений, русского народа?

Существуют традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших “птичьи” названия: “жаворонки”, “воробышки”, “снегирьки”, “кулики”, “сороки”, “петушки”. Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.

А знакомо ли Вам слово тетерки?

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

“Тетёра” или “тетёрка” - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, “сканого”, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Но почему обрядовое печенье названо именно “тетеркой”? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась “тетерка” от старинного слова “тетерь” - золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. “Тетерки” - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждем мы, северяне.

Когда и по какому случаю их пекут?

IV. Этап усвоения новых знаний

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору равноденствия (9(22) марта согласно церковному календарю, это - день Сорока Мучеников Севастийских (или, по-местному, день сорокосвятых). По легенде в начале IV в. 40 воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лед растаял, вода потеплела. После воины были подвергнуты мучительной казни, а затем их стали почитать как святых) , когда день равняется с ночью; пекут в здешних деревнях тетерки. Пожилые женщины рассказывают, что прежде в “тетерочный день” все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - “тетерки” своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

“Тетерочное” дело кропотливое, одной хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушка, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и даже ребятишки - за столом во время работы не было лишнего места!

Так, вместе навьют сто - двести “тетерок”, назавязывают их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки - крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки испекут, а остальные - из ячменной.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали “тетерки” до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и сразу же в печку, где они быстро подсыхали и румянились.

Хорошо пропеченные “тетерки” смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут “поглядеть узоры” и соседи.

Накануне самого “тетерочного” дня мать молодухи укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба - “двинянки”, и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и “калитки” - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов “блинчатые” пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой “гостиничные”. Всех лакомств набиралось две корзины. В третью же осторожно, чтобы не сломать, укладывалось “тетерки”. Незамысловатых “вьюх”, завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные - столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у нёе - сколько могла донести! Если дом зятя был далеко, угощения везли на лошади.

Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда складывать привезенные дары. А выкладывая, извинял судите, сватухи и сватьюшки, чем богаты, тем и рады!

Угощать присутствующих гостинцами должна была молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом за столом оставались одни женщины: “тетерочный день” почитался бабьим праздником.

Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца - все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается тремя большими кругами - ободами, околами, завитыми по солнышку. Словно рама вокруг основного узора. А основной узор составляют стилизованные растительные, геометрические и зооморфные мотивы. Эти мотивы дают и название “тетеркам”.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков - “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”, “полукоников” либо навитых “кудерочков”. Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние “вьюхи”...

Основные элементы орнамента обрядового печенья “тетерки”

Вьюхой в старину называли яргу, представляющую собой квадрат с загнутыми концами. “Вьюха” - наиболее распространенный узор в Каргополе.

Что же обозначают эти фигуры “тетер”? Прямые кресты - символы огня и солнца. Крест с загнутыми концами нередко называют еще коловрат - обозначающий также движение солнца по кругу, солнцеворот, коловращенье. Какие же пожелания вкладывали мастерицы в свои “тетерки”? Решётка “#” - пожелание плодородия, золото - святости, божественной благодати. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизировал возрождающуюся жизнь.

Ромб с центральным мотивом мог означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями “тёмных сил”. Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение “точка отсчета”. Каргопольская “тетера” с тремя обводами (околами) получает жизнь в умелых руках мастерицы. В середине - спиралевидная свастика. Свастикой отмечалось вечное движение небесного светила. Воплощаемые свастикой идеи сеяния и жатвы в первую очередь связывались с зерном (то из чего изготавливалась мука для выпечки “тетерок”). Смерть зерна обусловливает его будущее рождение.

В “тетерках” очень много завитков и вьюх. Свёрнутая несколькими витками спираль считалась одним из древнейших символов, обозначающих видимую людям вселенную, в центре которой расположен престол Всевышнего. Вероятно, в “тетерах”, как и в других изделиях декоративно-прикладного творчества, мастерицы с помощью условных знаков выражали свои понятия о мире: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом.

В “тетерках” мастерицы умели не только солнце изобразить, но и сказать, чего люди от него ждут: весны, цветения, тепла, радости. Здесь солнечный диск превращается в весёлый, праздничный узор. С какой любовью и старанием выкладывала мастерица узоры в “тетерке” из тончайшего жгута почти двухметровой длины. Они как бы лучиками от середины солнышка отходят. Но в, то, же время это не просто лучики. Посмотрите, вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок. А вот на этих пряниках и цветок превратился в какой-то сложный, затейливый узор. А вот это на травку похоже, кудрявую такую, кружевную. И всё это словно движется, кружится. Сделано будто бы совсем просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, вилюшками, петельками - и рождается такая красота!

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Все “тетеры” представляют собой круг. Круг этот состоит из трех обводов - “околов”, завитых “по солнышку”. “Околыш” - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: “березка”, “коник”, “курушка”.

Вот и сегодня будем укладывать тетерки, которые вылепим из пластилина.

Этапы работы:

Скатать жгут, как можно длинным. Толщина жгута не должна превышать 0.5 см. Конечно, сразу 2-х метровым он у нас не получится, будем постепенно его наращивать.

Выбираете себе рисунок.

Укладываем тетерку.

VI Этап подведения итогов занятия

Спасибо, за внимание урок окончен.

Виды каргопольских тетерок

  1. А.А.Савина. Весеннее обрядовое печенье - “тетерки”. Фото 1977 г.
  2. Ржаное тесто. Д. 13,5-18,5. Деревня Гарь.

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия - когда день меряется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки» . Пожилые женщины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - тетерки своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

Тетерочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушки, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом) и даже ребятишки повзрослее - за столом во время работы не было лишнего места. Так, вместе наскут (то есть навьют, накатают) сто - двести тетерок, разложат их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки-крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки спекут, а остальные - из ячменной.

Рецепт теста в каждой семье свой, но в основе своей тетерки пекутся из песочного теста, замешиваемого на основе масла с добавлением сахара и различных вкусовых приправ. В тесто также для повышения пластичных свойств и улучшения качества вкуса готовых тетерок добавляют яйца или сметану.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали тетерки до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и - сразу же - в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи.

Накануне самого тетерочного дня мать молодухи (а коли не было в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба-«двинянки», и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и «калитки» - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов «блинчатые» пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой «гостиничные». Всех лакомств набиралось две корзины.

В третью же, осторожно, чтобы не сломать, укладывали тетерки. Незамысловатых «вьюх», завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные-столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у несколько могла донести! Если ж дом зятя был далеко, угощенья везли на лошади. Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда выкладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватуки и сватьюшки, чем богаты, тем рады!»
- Ну полно-те, сватьюшка,- отвечали хозяева,- чего еще, спаси Господи!

В иных деревнях гостинцы принимали не глядя, в других же сразу выкладывали на стол, рассматривая на свет узоры тетерок. Разглядывали гости, приходили поглядеть соседи, рассуждая потом меж собой, «хорошо ли молодухина родова зятя подарками чувствует». Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом уже за столом оставались одни женщины: «тетерочный день» почитался «бабьим праздником»...

И поныне в ряде сел Каргопольского района Архангельской области, особенно же в Ошевенской слободе и ее окрестностях, матери в день весеннего солнечного равноденствия ходят с тетерками к своим зятьям, дочерям и внукам . Стряпают сегодня тетерки и ребятишкам для забавы. Станет бабушка готовить обед, замесит на молоке да сахаре горсти две муки и испечет внучатам по вкусной тетерочке. С ними они по деревенской улице и бегают.

Приступая к необычному художеству, тесто раскатывают на посыпанном мукой столе в длинный, тонкий жгут. И укладывают его различными узорами. Как завить тетерку, знают здесь и старые и малые, но есть среди стряпух и подлинные мастерицы своего дела. Среди них живущие в одном доме подруги Александра Александровна Савинова и Марфа Алексеевна Соколова. Накануне тетерочного дня позовут они к себе и Анну Александровну Рудакову, чтобы помогла с тестом да узоры вместе припоминала.


А.А.Савинова и М.А.Соколова за изготовлением тетерок.
Фото 1977 года

Я, бывало, тетерок всяких навыделываю,- рассказывает Александра Александровна.- Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерушками тетерку уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудерочками - вот и моя тетерка кудревата будет! А еще колечками-бегуночками уложу-такие и мама, и бабушка делали...

Смотреть и слушать, как работают и что рассказывают народные мастера, всегда поучительно. Именно тут и раскрывается их отношение к делу рук своих, познается смысл созданных ими произведений.

Марфа Алексеевна и Анна Александровна раскатывают тесто, а Александра Александровна укладывает его узорами на дощечках.
- Экую новую тетерочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу и готово/
- Марфушка, наладь березку,- предлагает Савиновна.
- Нет, это уж ты узорница, ты и делай, а мы подсобим.

Александра Александровна укладывает новую тетерку:
- Прежде стебелинку у березки сделаю, от нее расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листиков. Так вот и наша Анна Рудакова, что эта березка: экому роду дала начало. Гли-ко, сколько детей и внуков стало, сколько расселинок рудаковщины распустилось...

Уложенные так тетерки выносят в кладовую - там они пролежат до утра. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечек на лопату. А с нее - прямо в печь, и через нескольк минут тетерки готовы.


Орнамент каргопольских тетерок и по сей день хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов - «околов», завитых «по солнышку». «Околыш» - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «курушка»... Геометрические фигуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения тетерок.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружков-«колечушек», «восьмерушек», большого креста, «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «полукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние «вьюхи»...

В образах каргопольских тетерок видны древние народные верования славян. Замечательно, что отдельные мотивы этого весеннего обрядового печенья, а то и просто похожие узоры встречаются в печеном узорочье не только многих областей России, но и других славянских народов. Нередки они в орнаменте вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву, керамике и ювелирном искусстве.

Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встретить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаментике икон. Вот в тетерках оно и изображается «с кудерочками». А что такое крест, как не знак вешнего, ярко светящего солнца? Косой же крест - символ солнца, быстро бегущего по небу, образ небесного огня.

Прямой равноконечный крест с загнутыми (в нашем случае-завитыми) концами в целом ряде областей России, а прежде - во всем индоевропейском мире, связан был с представлениями о вечной жизни. Мотив этот любили изображать в виде четырех (чаще всего) лошадиных голов, как бы идущих по кругу. Ведь именно в движении солнца - смене дня и ночи, зимы и лета - и заключен, по народному представлению, смысл земного бытия.

Тетерки с «кониками» и «полукониками» представляют собой развитие этого древнего мотива. Перед нами стилизованные изображения быстроногих коней, которые издревле в фольклоре символизировали вечное движение солнца.


Но почему весеннее обрядовое печенье названо именно тетеркой?
На Руси прилет вешних птиц всегда знаменовал скорое наступление долгих теплых дней. А для землепашца это прежде всего-пора плодородия матери сырой земли. В народной памяти искони жила легенда о самой доброй из птиц - сказочной Паве. Стоило прилететь ей из теплых стран и расправить свои перья-лучи, как оживало после долгого зимнего сна всякое «зелье», что произрастает на земле. Мифологические загадки прямо называют Паву солнцем.

Почти каждая каргополка вышивала такую чудо-птицу на своей одежде и на вещах домашнего обихода, образ ее был знаком всем с детства. А вот излюбленная игрушка каргопольских гончаров - «баба с тетерками». Перед нами женщина в широкополой, словно солнце, шляпе, которая держит в поднятых вверх руках двух птиц. Образ этот уходит корнями в седую праславянскую древность. Фигура «бабы с тетерками» была олицетворением весны.

В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице - глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто-тетеркой.

Встречаясь каждый раз в каргопольских деревнях с обычаем печь ко дню весеннего солнечного равноденствия тетерки, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку.

В старину по всей Руси 21 марта повсеместно отмечали день весеннего равноденствия – Со роки или день сорока мучеников севастийских. Особенно любили этот праздник дети, ведь им не только разрешали нарушить чинную серьезность Великого поста шумными играми, забавами и песнями, но еще и специальное обрядовую выпечку готовили. В центральных, южных и юго-западных губерниях России это были забавные булочки в виде птичек – Жаворонки, а на севере угощались Тетерками — круглыми фигурными печеньями из пресного ржаного теста. Сегодня, весеннее обрядовое печенье Тетерки, это прекрасный повод собраться всей семьей и дружно заняться хорошим добрым делом. Мой пошагово оформленный рецепт с фото пригодится всем желающим испечь это интересное и вкусное медовое обрядовое печенье к 21 марта.

Как приготовить Тетерку в духовке

Готовить лакомство начнем с теста. Поскольку Со роки всегда приходятся на Великий пост, для ритуальной выпечки готовится постное ржаное тесто. Нам понадобится:

  • 200 мл воды;
  • 2 ст. л. растительного масла;
  • 2 ст.л. меда;
  • щепотка соли;
  • 400 гр ржаной муки.

Можно нашу выпечку ароматизировать. Для этой цели сюда хорошо подойдут корица или имбирь.

Отмеряем воду комнатной температуры, добавляем масло, мед, соль и ароматизатор. Если мед загустевший, тщательно перемешиваем до полного его растворения.

Отвешиваем норму муки. Примерно, половину пересыпаем в просторную миску для первоначального замеса. Можно было бы, конечно, поручить замес кухонному комбайну или хлебопечке, но мы готовим не просто печенье, а ритуальную еду, которая обязательно должна проникнуться живым теплом рук.

В миску с мукой вливаем жидкость, перемешиваем лопаточкой или рукой.

Остаток муки высыпаем на доску, выкладываем содержимое миски и продолжаем месить, пока не уйдет вся мука.

Получилось эластичное и совершенно не липкое тесто. По консистенции похожее на пластилин и уже готовое к дальнейшей работе. Чтобы оно в процессе формовки не подсыхало, убираем в полиэтиленовый пакет или пищевую пленку.

Отщипываем кусочки теста, раскатываем их в длинные тонкие жгутики и начинаем выкладывать Тетерок, по возможности, круглой формы, диаметром от 10 до 20 см (как больше нравится).

В старину это обрядовое печенье лепили всей семьей, особенно старались дети. Не будем нарушать традиции, позовем на кухню своих малышей. Можно заранее приготовить шаблоны из пекарской бумаги, нарисовать узоры, по которым детям останется только выложить контур рисунка жгутами из теста.

Круглая форма обычно заполнялась древними ритуальными знаками и символами: спирали – Солнце; змейки — движение; плетенки – дом, богатство. А еще — цветок, дерево, птица, конь, крест и т.п. Такие печенья считались не просто лакомством, но еще и оберегом.

Чтобы отдельные жгутики соединились в единое изделие, с легким нажимом прокатаем готовую «тетерку» скалкой. После этого, ее можно будет осторожно перенести на противень.

Противень застилаем пекарской бумагой или силиконовым ковриком, равномерно раскладываем сформованные изделия, смазываем их растительным маслом, ставим в нагретую до 170-180 градусов духовку и выпекаем 25-30 минут.

Готовое печенье Тетерки легкие, твердые, звенящие, по вкусу похожи на сушки, только вкуснее и полезнее.

Для большей красоты, можно слегка смазать остывшую выпечку растительным маслом. Она станет яркой и блестящей.

Такая весенняя — печенье Тетерки — дарят друзьям и родственникам в день равноденствия 21 марта. Дарят с пожеланиями дружной весны, щедрого лета, здоровья и удачи. Вкусный, сделанный своими руками и врученный от чистого сердца подарок можно съесть с чаем, молоком и любым другим напитком, но можно и долгие месяцы хранить как сувенир-оберег.

Тетерки - это обрядовое Северно-русское печенье, которое пекли к 22 марта (весеннее равноденствие). Одно из его назначение - "закликать", призывать, встречть весну. Форма этого печенья обычно круглая с затейливым рисунком внутри. Сегодня тетерки в основном готовят из пшеничной муки, в них добавляют сахар, орехи, изюм. Иногда тесто готовят с использованием яиц. Но мне хотелось опробовать традиционный рецепт, перекопав множество интернет-материала по теме, мне не удалось найти чего-то конкретного, только общее описание процесса приготовления, так что приведенный здесь рецепт - экспериментальный. И еще момент, перед выпеканием тетерки должны провести ночь в морозилке, так что если Вы планируете готовить их к определенному дню - начинайте на кануне. Если в Вашей семье умеют готовить настоящие тетерки - поделитесь, пожалуйста, классическим рецептом.

Кол-во порций: у меня получилось 5 больших печений, но здесь все индивидуально, зависит от того, какой посудой Вы будете отмерять ингредиенты, и от тонкости жгута из теста.

Вам потребуется:

  • измерительная чашка (продукты мы будем отмерять не в граммах, а по объему, я брала меленькую кофейную чашку на 125 мл.);
  • 4-6 чашек ржаной муки (количество муки будет зависеть от других продуктов, например, от того, используете ли вы мед);
  • 1 чашка воды ;
  • 1 чашка меда (я использовала жидкий мед);
  • 1/2 ч.ложки соли ;
  • 1 чашка вареной картошки (по желанию);
  • семечки подсолнуха, льна, кунжута (по желанию);
  • растительное масло для смазывания готовых тетерок (по желанию);

Приготовление:

  1. Подбирая рецепт тетерок я ориентировалась на такое описание: "Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной. "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут (скатывают в жгуты)". В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. Ржаные вьюхи выходят темные, поэтому для осветления в них иногда добавляют растолчённую варёную картошку. Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь. Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Как видите, мой список продуктов для рецепта немного отличается. Во-первых, мне показалось хорошей идее добавить в тесто мед. Во-вторых, у меня не оказалось ни конопляных, ни льняных семечек, ни льняного масла. Так что семечки я заменила на кунжут, конечно это не северорусский вариант, поэтому кунжут в тесто я добавлять не стала, а только посыпала пару печений сверку, а вместо льняного масла взяла оливковое (нерафинированного подсолнечного под рукой не было), но обо всем по порядку.
  2. 3 чашки ржаной муки насыпаем горкой, добавляем соль, в середине делаем лунку и добавляем воду и мед, тщательно все вымешиваем. Добавляем предварительно отваренную и размятую картошку. Она распределяется по теску небольшими комочками, так что тщательно еще раз вымешиваем. На этом этапе я даже воспользовалась миксером.
  3. В описаниях приготовления тетерок я нигде не нашла пропорций, поэтому объем продуктов подбирался "по ощущениям". Тесто у меня получилось довольно мягкое, его можно было мешать ложкой, но никак не скатывать, поэтому я начала добавлять муку. У меня ушло еще 2 чашки муки, чтобы получить из теста шар. Так как я использовала мед, тесто получилось очень липкое, то есть присыпая его мукой, с ним уже можно было работать, но если продолжать вымешивать, оно начинало все равно приставать к пальцам.
  4. Вспомнив о медовом тесте для имбирных пряников , которое после выдержки в холодильнике стало эластичным и податливым, я сформировала свое тесто для тетерок в шар, завернула в пленку и убрала на пару часов в холодильник. Вынув холодное тесто, начинаем процесс скатывания жгутов. Работаем с тестом, как с пластилином , катая между ладоней "колбаски".
  5. Надо отметить, что липкость мое тесто не потеряло, так что пришлось периодически "обмакивать" его в муку. Кроме того, жгуты получались довольно мягкие и постоянно рвались. Но мы с дочкой не отчаивались, выкладывая будущие тетерки на присыпанные мукой листы бумаги для выпечки. В местах разрыва жгуты аккуратно соединяем (вот где липкость теспа помогает) и продолжаем "завивать рисунок". Сначала выкладываются три ряда тестяного жгута по кругу - символ солнца, а затем, внутри ритуальных кругов можно дать волю фантазии. Если Вы не добавляли семечки в тесто, то на этом этапе можно присыпать заготовки, чуть-чуть вдавливая семечки в тесто.
    Дочка была в полном восторге от творческого процесса выкладывания рисунка будущих печений!
    Заготовки тетерок, прямо на этих же листах бумаги убираем в морозилку на ночь.
  6. Хорошо подмерзшие печенья действительно держат форму. Разогреваем духовку до 180 градусов и можно начинать выпекать. Перед тем, как отправить тетерку в духовку, отделите заготовку от бумаги, на которой она лежала, присыпьте бумагу повторно мукой, а затем уже в печь - в этом случае тесто "не припечется", и готовое печенье будет легко снять.
    Выпекаем тетерки минут 15-20, может быть чуть дольше, во многом это зависит от толщины Вашего жгута, печенья должны не гореть, а подсыхать. Так как мы использовали ржаную муку, печенья будут получаться довольно темными, в какой-то момент мне показалось, что мои тетерки начали пригорать в особенно тонких местах, но возможно это так и должно быть, ведь говорят, их раньше ломали на кусочки, а затем, получившиеся сухарики, грызли как семечки.
    Я обмазала готовые печенья маслом и они тут же стали глянцевыми, блестящими. Внешний вид конечно же от этой процедуры только выиграл, вкус - не пострадал, но в карман я бы такие сухарики класть уже не советовала.
    В общем, я не дождалась, пока все мои печенья окончательно подрумянятся (опасалась, что сгорят), вынула тетерки из духовки. На вкус они получились очень приятные, в меру сладковатые, поджаристые места - как сухарики, те же части, что потолще - довольно плотные и жесткие, как, например, хлебные корки, которые еще не высохли, но раскусить довольно тяжело. На какой-то момент я даже расстроилась из-за чрезмерной жесткости, мы все таки больше привыкли к сдобе или рассыпчатым печеньям. Даже решила, что покрою тетерки лаком и развешу на даче как элемент декора:) Однако все тетерки были очень быстро съедены!

Фантазируйте! Приятного аппетита!

Если у Вас есть более интересный или традиционный рецепт тетерок, пожалуйста, пишите, буду очень рада!

Тетерки - это обрядовое печенье, которое выпекают в день весеннего равноденствия из пресной (часто ржаной) муки. Тесто завивают в тонкие скалочки, из которых выкладывают круг с узором внутри. Это символ солнца и пришедшего тепла. Тетерками угощают гостей, а также ходят в гости к молодоженам. Семья невесты несет тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощают тетерками, всегда смотрят сквозь них на весеннее солнце, радуясь теплу и свету.


На праздник солнечного равноденствия, когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетерков"... В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков". По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки". Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях=
Г.П. Дурасов "Каргопольская глиняная игрушка" (1986)

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице (у православных ведь Сороки как раз 22го марта, а не 9го).

Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов:
в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. В Ошевенске этот обычай поддерживается до сих пор.

Как стряпать тетёры?

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать - сучить, крутить, свивать), и выкладывают - «завивают» - в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко.
В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку (для осветления?).
Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Тут ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета»...

Что с ними делать?
Угощать детей, одаривать близких, давать домашней скотине, подносить пробуждающимся стихиям, поднимать повыше к Солнышку, смотря напросвет. Тетёры несут приход Весны и плодородие в новом году.
Ржаные тетерки можно хранить целый год.

По материалам издания "Каргопольские тетерки". Каргополь, 2002. Автор-составитель Шевелева Е.

Московские тетёры
(практический опыт отдельно взятой родноверческой семьи)

Поскольку в закромах ржаную муку обнаружить не удалось, мы приняли отчаянное решение готовить пресное тесто из пшеничной муки. В итоге рецепт сложился такой:
3 стакана пшеничной муки,
3/4 стакана холодной воды,
2 столовые ложки сахара,
1/2 чайной ложки соли,
2 яйца.
...Процесс свивания-скручивания тетёрок оказался неожиданно долгим и занял часа четыре. Выяснилось, что свивать тесто удобнее на самой щербатой разделочной доске: поверхность требуется не идеально гладкая.
Работа для нас возымела душеподъемный эффект, и мы с удовольствием спели все нам знакомые веснозаклинательные песни.
...Но сколь жгуту не виться, наступит долгожданный момент выкладывания на противень желаемого узора. Нам понравилось делать это, начиная от центра тетёры. Уделите особое внимание! Витки жгута следует укладывать плотно и даже нарочно прижимать друг к другу, иначе из готового печенья отдельные элементы будут просто выпадать.

Практика показала, что из предложенных в рецепте 3-х стаканов муки получается штук 25 тетёрок диаметром 7-10 сантиметров. Сведущие люди говорят, что можно делать каждое печенье размером во весь противень. Мы пока не пробовали, ну а вам советуем.
Дальше всё было очень быстро и совсем просто: выпекались тетёрки в духовке, при температуре 200º, минут за 10-12.
А через 10 часов Солнце перешло из южного полушария в северное, и наступила Весна. Мы встречали её тетёрками, чего и вам всегда делать желаем.
Людям - на здраву,
Богам - на славу!
Гой!