Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;
  • усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Развитие универсальных учебных навыков

Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.

Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации . Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Демонстрационно-тренировочный прием

Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку.Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.

На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы - повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?

В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.

Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.

«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю. Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей. Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.

Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.

Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.

Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования - и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы - и это, наверное, тоже не просто так.

В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» - и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.

Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.

Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование - полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник. Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам. Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования - о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).

Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках - штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.

Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.

Все мы в нашей жизни связаны со школой - все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов - школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?

Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе - это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать - школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.

Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод - «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету - он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя - увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.

Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна - нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.

В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа - это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:

  1. Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
  2. Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
  3. Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.

То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?

Мы выдвигаем несколько предложений:

  1. Сократить число учебных предметов до 7 - 9. При этом сходные по содержанию предметы - объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
    1. Физкультура.
    2. Русский язык.
    3. Иностранные языки (не менее двух).
    4. Точные науки (математика, физика, химия).
    5. Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
    6. Естественные науки (география, биология и т.п.).
    7. Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
    8. Прочие факультативные занятия.
  2. Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней - углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
  3. По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки - разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
  4. Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах - обязательно). Количество уроков в день - не более 7 даже в старших классах. Длительность урока - 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул - не менее 10 дней; длительность зимних каникул - не менее 16 дней; летние каникулы - с 26 мая по 1 сентября.
  5. Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.

Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.

Итоги статьи:

  1. Главное в школе - учащиеся.
  2. Проблемы и зачади школы:
    1. Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
    2. Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
    3. Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
  3. Основная задача школы - помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять - она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
  4. Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.