Благодаря достижениям прогресса сегодня в каждом доме есть вещи, о которых наши предки даже мечтать не могли. Что касается продуктов, то их более чем достаточно, так что некоторые люди даже выбрасывают лишнее. К сожалению, часто среди выброшенной еды оказывается хлеб. Поступающие так попросту забывают, что когда-то этот продукт был одним из самых важных и почитаемых. Наличие хлеба в доме являлось признаком достатка не только у славян, но и у всех народов, а человек, выбросивший его, был призираем. Так, у известного сказочника Ганса Христиана Андерсена есть история о девочке, наступившей ногой на хлеб. В ней описывается несчастья и муки, которые постигли глупышку за такой недопустимый поступок.

Для славян же хлеб был не просто едой, но и имел символическое значение. Большинство народных обрядов были связаны с этим продуктом питания. Сохранились многочисленные считалки, скороговорки, загадки о хлебе, которые использовались как в этих обрядах, так и просто в обычной жизни.

Значение хлеба в жизни предков

Славяне всегда ели очень много хлеба, чрезвычайно удивляя этим иностранцев, которые предпочитали кушать его только в определенных случаях. Это было связано с тем, что славяне издревле были хлеборобами и нуждались в сытной еде, чтобы быть в состоянии выполнять тяжелую работу на земле.

Эти и подобные поговорки посвящали хлебушку простые люди, которые хотя и ели его постоянно, но для них каждая трапеза с этим продуктом приравнивалась к празднику.

Примечательно, что у предков под словом хлеб подразумевалось сразу несколько понятий. Во-первых, сам продукт питания; во-вторых, рожь и пшеница из которых его делают; а в-третьих, под словом хлеб иногда подразумевали средства к существованию, недаром нищие просили подать «на хлеб».

Как и в человеческом обществе, так и среди сортов хлеба было четкое разграничение. Бедные люди чаще всего ели хлеб ржаной, так как он был более дешевым и сытным. «Гречневая кашка - наша матушка, а хлебушек ржаной - нам отец родной» - говорилось в одной из старинных поговорок. Хотя среди ржаного хлеба были и дорогие сорта, которые покупали только зажиточные люди, к примеру, «Боярский» хлеб.

Фраза «ситный друг» изначально касалась хлеба. Дело в том, что при наличии многочисленных (их было около 5) видов муки они все разделялись на 2 огромные группы: ситная мука (просеянная с помощью сита) и решетная (просеивалась с помощью решета, считалась более грубой). При изготовлении хлеба из этих двух типов муки использовались разные ингредиенты. Так, ситный хлеб делался на основе простокваши (иногда сыворотки), а решетный - на основе кваса или обычной воды.

Из более дорогой пшеничной муки пеклись пироги на праздники. Часто есть пшеничную выпечку могли только состоятельные люди. «Хлебушко — калачу дедушка», гласила народная пословица, напоминая о связи между этими продуктами.

Кроме всего прочего, хлеб был неотъемлемым компонентом любого народного обряда: будь то встреча гостей, сватанье, свадьба или крестины. Многие стихи, пословицы, загадки о хлебе были элементами того или иного народного обряда. Кстати, круглая форма хлеба имела магическое значение - она символизировала землю, щедро дарующую пропитание всем труженикам.

Поговорки и пословицы о хлебе и труде

Сегодня большинство покупает хлеб в магазинах или печет его из купленной муки. А в старину каждая семья своими силами выращивала пшеницу и рожь, убирала ее, молола на муку на мельнице и пекла хлеб. Каждый ребенок знал, как не просто он достается. Этому были посвящены многие пословицы и присказки.

Пот на спине — будет хлеб на столе.

Коли на печи заседать — хлеба на столе не видать.

Кто пахать не ленился, у того и хлеб уродился.

Поговорки и и страх голода

Больше всего крестьяне боялись зимой умереть от голода. Если посреди зимы начинала заканчиваться мука, при выпечке хлеба в нее домешивали различные продукты: картошку, семена трав и все, что находилось в хозяйстве. Это помогало избежать голода и благополучно дожить до нового весны. «Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды». О страхе лишиться хлебушка и умереть с голоду было придумано немало поговорок.

Кроме всего прочего, люди боялись, что голод может толкнуть любого на преступление, говоря: «Голодный и патриарх хлеба украдет».

Загадки о хлебе

Существовало немало загадок, посвященных хлебу. Как правило, их загадывали малым детям, что развлечь их и научить ценить его. Хотя иногда поговорки и загадки о хлебе были частью важного обряда или веселой игры.


Сегодня не каждый ребенок догадается, что это о хлебе. А в старину, наблюдая как мать, бабушка или старшая сестра печет хлеб, каждый знал, как он готовится, и с легкостью отгадал бы и следующую загадку:

Однако смысл загадок менялся со временем, подстраиваясь под быт.

Современные загадки о хлебе для детей

С развитием сельского хозяйства в двадцатом веке процесс сеяния, выращивания, уборки и изготовления хлеба стал проще. Кроме того, теперь каждой хозяйке нет необходимости самой печь, ведь все можно купить. В связи с этим современные загадки о хлебе несколько отличаются от старых.

В них описываются современные явления, такие как магазины, кирпичная форма, комбайны и прочее.

Загадки о других хлебобулочных изделиях

Однако питались предки. Из муки, как ржаной, так и пшеничной, выпекалось множество других вкусностей. Пироги с разнообразными начинками, румяные пирожки, бублики с маком, - и это далеко не полный перечень всего, что готовили, если муки было достаточно. Вся эта выпечка была праздничной, так как постоянно ее позволить себя могли не многие. О ней тоже было придумано немало загадок и поговорок. Чаще всего родители задавали их детям, что бы те угадали, что они купили им на ярмарке.

О пирогах:
Подготовим место,
Раскатаем тонко тесто.
Вот повидло, мак, творог.
Получается... (пирог).

О бубликах:
Любит баба, любит дед,
Ест на ужин, на обед!
Дырка светится внутри,
Как кольцо, бери смотри!

Стихи, посвященные хлебу

Существует не только пословицы, загадки, поговорки о хлебе, но и стихи. Большинство из них имеют своих авторов. К примеру, известный поэт Сергей Есенин посвятил хлебу замечательное стихотворение.


Практически каждый русский поэт в своем творчестве имеет произведения о хлебе, это был и Дмирий Кедрин («Хлеб и железо»), и Марина Цветаева («Пуст хлеба вкус»), и другие. А великий Александр Пушкин в одном из своих дневников расказывал, как во время поедки по Кавказу невероятно скучал по обычному русскому хлебу, поскольку лепешки горцев ему пришлись не по вкусу.

Посвящали хлебу стихи и менее известные современные поэты.

Считалки о хлебе

В старину дети, играя в разные игры, придумывали и задавали о хлебе, а также разнообразные считалки и скороговорки.

Известная считалочка-стишок есть не только в русском, но и в украинском языке.

Также популярной была другая считалочка на аналогичную тему.

Кстати, в старинной игре «Каравай» тоже есть считалочка, правда, она касается каравая, но это ведь тоже один из видов хлеба.

Кроме всего прочего, существовали в давние времена и стишки, предназначенные для коррекции речи, о хлебе, их называли чистоговорками.

Сегодня хлеб уже не играет столь важную роль, как у предков, которые относились к нему как к святыне. Однако он, как и прежде, остается важным продуктом питания. Кроме того, современные писатели продолжают сочинять стихи, пословицы и загадки о хлебе.

Бог на стене - хлеб на столе.

Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.

Хлеб греет, а не шуба.

Худ обед, коли хлеба нет.

И пес перед хлебом смиряется.

Любую беду можно с хлебом съесть.

Не дорог виноград терпкий, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь.

Без хлеба - смерть, без соли смех.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба ни куска, так и в тарелке тоска, а хлеба край, так и в шалаше рай.

Хлеб да вода - блаженная еда.

Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - с разбором.

Без соли и хлеба - половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Лиха беда - хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Хлеб наш насущный; хоть черный да вкусный.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Брось хлеб назади, очутится впереди.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
Был бы хлеб, а мышки будут.
Без хлеба куска везде тоска.
Без закваски хлеба не месят.
Без соли хлеб не еда.
Без хлеба не обедают.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
Без хлеба и у воды худо жить.
Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Будет хлеб - будет и обед.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и ситник в честь.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
В лесу дров много, да хлеба нет.
Велика твоя хлеб-соль, а все корочки.
Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.
Всем досыта есть, так и хлеба не станет.
Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.
Всяк на себя хлеб добывает.
Временем и ломоть за целый хлеб.

В поле - по хлеб, в лес - по дрова.

Где хлеб, тут и мыши.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Горек обед без хлеба.
Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Горька работа, да хлеб сладок.
Говорят - хлебы варят, а щи пекут.
Голодной куме хлеб на уме.
Голодный и патриарх хлеба украдет.

Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.
Дадут хлебца - дадут и дельца.
Деньгам счет, а хлебу мера.
Деньги любят счет, а хлеб - меру.
Доплясались, что без хлеба остались.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
До завтра оставляют только хлеба, а не дела.
Дорог хлеб, как денег нет.

Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
Ешь-ка хлеб, а пироги вперед береги.
Ешь щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.
Есть хлеба край, так и под елью рай.
Есть хлеб - так ешь, а нет - так гляди.
Ешь хлеб, коли пирогов нет.
Едешь на день - хлеба бери на неделю.
Едят хлеб не в одном вашем дворе.

Живет не скудно: купит хлеб попудно, у соседа пообедает, на реку пить сбегает.
Животинке водиться, где хлебу родиться.
Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.

Завидливому и свой хлеб не сладок.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.

И пес перед хлебом смиряется.
Из семи печей хлебы едал.
И хлеб по своей стороне скучает.
Из одной муки хлеба не испечешь.
И худой живет да хлеб жует.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
И богат мужик, да без хлеба - не крестьянин.
Ищи так, как хлеб ищут.

Квашни не замесишь и хлебца не поешь.
Картофель хлебу подспорье.
Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.
Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Калач хлебу не замена.
Какова земля, таков и хлеб.
Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
Каков ни есть урод, а хлеб несет в рот.
Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Когда проголодаешься, то, как хлеба достать, догадаешься.
Когда ты, бабушка, ворожить стала? - А тогда, как хлеба не стало.
Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Кто хлебом кормит, тому и песенку пой.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Косил отец, косил я, накосили стога два, - пришла коза, сразу съела.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет.

Легко за готовым хлебом на полатях спать.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Муж - как бы хлеба нажить, а жена - как бы мужа избыть.
Мужик на счастье сеял хлеба, а уродилась лебеда.
Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.
Море - наше поле: дает и рыбу, дает и хлеб.

Навоз отвезешь, так и хлеба привезешь.
Наши поговорки около хлебной корки.
Надо хлеба и на после обеда.
Навоз у бога хлеб крадет.
На соль пьется, на хлеб спится.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Не хлебом единым сыт человек.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
На новь - хлеб сеять, на старь - навоз возить.
На барском поле хлеба не заработаешь.
Не будет хлеба, блины будем печь.
Не шуба греет, а хлеб.
Не паси дела, паси хлеба.
Нету хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска.
Не в пору обед, как хлеба дома нет.
Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.
Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет.
Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.
Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Не всяк пашет, кто хлеб ест.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.
Не давай голодному хлеба резать.
Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.

Одинокому где хлеб, там и угол.
От хлеба-соли не отказываются.
От хлеба хлеба не ищут.
Около хлеба и мыши водятся.

Плох обед, коли хлеба нет.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.
Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Посконная рубаха не нагота, хлеб с половой не голодня.
Пироги до того доведут, что и хлеба не дадут.
Потом добытый хлеб и черствый сладок.

Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Рад бы душой, да хлеб чужой.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Русский человек хлеб-соль водит.
Ржаной хлеб - всему голова.

Снега надует - хлеба прибудет, вода сена наберется.
С суда не деньги, а с потравы не хлеб.
Старая хлеб-соль не забывается.
Слово к ответу, а хлеб - к обеду.
Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
Семь верст киселя хлебать.

Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Такой пест и хлеб ест.
Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.
У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
У кого много хлеба - так свиней заведи, а у кого много денег - так мельницу сними.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
У хлеба не без крох.
У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру.

Хотя хлеба крома, да воля своя.
Хороша хлеб-соль, да все корочки.
Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Цельба голодному - хлеб с водою.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.
Чужой хлеб всегда вкусен.
Чужие хлебы приедчивы.
Что за горе, коли у реки без хлеба не сиживал.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Чья земля, того и хлеб.

Практически у всех народов мира существовал культ хлеба. Это касается и славян. Почитание ими хлеба археологами фиксируется уже с V века. На Руси этот культ отразился во многих пословицах, поговорках, обрядах и других жанрах фольклора.

Уважение к хлебу и сегодня имеет значение. Это не что иное, как уважение к труду. Воспитать его в ребёнке – значит вырастить культурного человека.

Загадки о хлебе с этой странички могут стать элементом такой беседы. Они касаются не только самого хлеба, но и процесса его изготовления. Здесь представлены как старинные, так и современные авторские загадки.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
***

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!
***

Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
***

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(хлеб).
***

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

***

Мы ржаные кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине!
***

Весной в земле,
А весь год на столе.

***

Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей?
***

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!
***

Чёрная гора,
А всем мила.
***

В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
***


Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом.
Пахнет знойным полем.
***

В поле родился,
К обеду пригодился.
***

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
***

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
***

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен...(хлеб).
***

Мешено,
Квашено,
Валяно,
На стол поставлено.
***

Без кореньев растёт,
Без костей встаёт.
***

Что краше солнца?
***

Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю.
***

Белая белянка в поле гуляла;
Домой пришла, по рукам пошла.
***


И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей.
***

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.