В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Важнейшей основой для примитивных христианских общин было, во-первых, иудаизм в районе, определяемом границами более поздней римской провинции Палестины. Эта праздничная традиция развивалась в то время, когда еврейские элиты были не всегда еврейскими правителями. Эти нееврейские политические вершины не могли быть частью этой праздничной традиции и остались в захватывающей дистанции до еврейской праздничной культуры. Эта особенность еврейской праздничной традиции, ее дистанция от центра политической власти также объясняет, почему на фазе относительно высокой политической независимости иудаизма в хасмонейскую эпоху усилились внутриеврейские конфликты элитных конфликтов, возникших в театральной культуре Диссиденты из праздничной культуры Иерусалима, такие как учитель справедливости и сообщество «яхад».

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Особое развитие самаритянина в праздничной традиции также испытало его решающий импульс в этот период. В Новом Завете еврейская праздничная культура особенно четко отражена в →. Их знание не обязательно основывалось на собственном мнении. Вероятно, это было более литературным путем в книгах хроники и других еврейских религиозных писаниях.

В повествовании → Йоханнесевангелия, ориентация Иерусалима и основной ритм также имеют структурирующий и смыслообразующий эффект и существенно характеризуют повествованое время. Страсть снова направлена ​​на третий третий Пассафест в Йохе. Мк и Мт ограничиваются Пасхой, как конец и предназначение прогулок Иисуса. Идентификация прощальной трапезы Иисуса с Пасхой может быть исторически правильной. С другой стороны, установление Вечери Господней в более узком смысле датируется в самой ранней версии только короткой повествовательной последовательностью «в ночь, когда он был предан», без ссылки на Пасху, как в Павле любое историческое заявление о связи креста и пасы пропали без вести.

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продуктыКошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Рассказ о создании Вечери Господней, вероятно, был составлен повествованием о подготовке Пасхи и вставлен в рассказ Страсти. Казнь Иисуса проходила в непосредственной близости от Пассафа. Подробности смерти Иисуса различны. Синоптики указывают на пассатаг, нисан, как день казни, с другой стороны, называет день дня Пасхи.

Павел и история апостолов

Городские советы, вероятно, были ранены в первый день недели и, таким образом, в День Воскресения. Вот корни христианского воскресенья. В дополнение к культу Павел также использует метафорические метафоры, например, когда он рассматривает оппозицию «подкисленных» и «опресноков» или убогость пассамов, чтобы сделать видимыми определенные нравственные поведения.


Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Праздник Нового Завета

Предустановленный календарь, как он реконструирован из Нового Завета, содержит следующие фестивали. Рош ха-Шана - Новогодний праздник напоминает о завете между Богом и народом Израиля, посредством которого на народ возлагаются особые обязанности. В Рош ха-Шане люди должны идти внутрь себя, обращаться к добру и отвернуться от зла. Если выполняются обязанности завета, Бог должен сделать добро и заставить его не забывать о завете и продолжать предоставлять счастливую жизнь человечеству.

День искупления - Йом-Кипур. Через девять дней после Рош ха-Шаны, в день искупления, Бог прощает людям их проступки. В этот тяжелый праздник верующие раскаиваются в своих грехах и раскаиваются в них. Храм-фестиваль - Ханука Во время восьмидневного храмового фестиваля считается чудо: Маккавеи, восставшие против сирийцев, Был только один нефтяной бочонок, содержимого которого было достаточно, чтобы наполнить храмовую лампу на один день. Но тогда масло продолжалось восемь дней. Символом этого чуда является восьмирукий подсвечник - Менора.



Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Кислев, и согласно григорианскому календарю. Три праздника паломничества. Во время храма все мужские жители страны в эти дни были в Иерусалиме и приносили жертвы. Фестивали паломничества имеют как историческое, так и религиозное значение. Праздник опресноков - Пасха, следовательно, называется праздником Пасхи, немецкой Пасхой. Поскольку египтяне покинули свои дома из-за катастрофы, хлебное тесто оставалось пресным. Поэтому на Пасху едят только опресноки. В то же время в этот день отмечается урожай зимнего винограда.

Шауот Шауот - «Праздник первенцев», для которого хлеб приносится в жертву с первого приема пищи года. Шавуот также является временем обнародования Десяти Заповедей на горе Синай. С признанием заповедей израильтянами заключен завет между Богом и их людьми.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Фестиваль листва - Суккот Фестиваль листва - это праздник урожая израильтян. Он также напоминает о миграции пустыни евреев после их отъезда из Египта. За это время они жили в неукрепленных хижинах - и до сих пор делают это сегодня. Фестиваль длится 7 и 9 дней соответственно.

В иудаизме обрезание, бармизда и батмидзва и брак связаны с определенными церемониями и обычно с семейными праздниками как значимые события в жизни человека в случае евреев, таких как неевреи, достижения зрелости, брака и смерти. По мнению иудаизма, человек предназначен для брачной жизни. На свадьбах учитываются другие еврейские обычаи, такие как соблюдение субботы, - в этот день запрещается всякая работа, включая подписание браков по брачному контракту. В день свадьбы жених и невеста будут простаивать до полудня, чтобы продемонстрировать как серьезность решения, так и увековечить память, несмотря на их радость, разрушение Иерусалима.


Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

Под трагедией чуппа, жених и невеста женаты и пьют в знак своего единства из чашки с вином. Кстати, только невеста, подарок от мужчины женщине, получает свадьбу. В брачном контракте, который написан на арамейском языке, муж обязуется заботиться о женщине. В конце церемонии жених сокрушил стакан, который символизирует затухание радости как знак траура вокруг Иерусалима. Наконец, однако, радость жениха и невесты является ошеломляющей - на следующей свадьбе пары и гости часто едят, пьют и танцуют в течение нескольких дней.

Согласно еврейскому закону, мужчина и женщина могут быть разведены. Однако развод требует нескольких длительных шагов - так, чтобы человек не действовал легкомысленно. Только муж может получить развод. Женщина не должна присутствовать при разводе, только получить ее к ней - если она коснется письма, она признает развод.


На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Поскольку мужчина должен инициировать роспуск брака, женщине, чей муж ушел в отставку, трудно: для этой заброшенной женщины Агуна индивидуальное решение нужно найти в длительной процедуре - дело еще не выяснено. Согласно еврейской вере человек был создан Богом для жизни. Поэтому все должно быть сделано для поддержания человеческой жизни. Эта руководящая идея широко определена: она обязывает каждого человека оказывать медицинскую помощь и утешение больным или пожилым людям. Он запрещает самоубийство, но позволяет мученичеству спасать другие жизни.

У праздника «Песах» несколько названий:


  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Хотя в центре внимания иудаизма есть, в первую очередь, с другой стороны, евреи также надеются на какой-то рай, в котором разделение тела и души, которое происходит со смертью, снова отменяется. Мертвых омывают и одеты в белый труп. Они также надели белый головной убор, традиционный еврейский киппа. Евреи похоронены в простых гробах, церемония одинакова для всех. До похорон и в течение одной недели Шивы, скорбящие освобождаются от любого профессионального, социального или религиозного долга. С одной стороны, они должны иметь возможность плакать адекватно, с другой стороны, для подготовки погребения.

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

Помогите друзьям и родственникам кулинарию, шоппинг или утешение. На еврейских кладбищах, которые также называют местом вечности или места жизни, надгробие возводится в первую годовщину похорон. В честь покойного, цветы или свечи необычны, только маленькие камни на могилах напоминают посетителям. Из-за ожидаемого воссоединения тела и души, едва ли есть погребальные захоронения, и могилы никогда не погребены.

Еврейский «Праздник опресноков». Песах является одним из самых важных еврейских фестивалей и относится к трем еврейским фестивалям паломничества в дополнение к еженедельному фестивалю «Шауот» и «Лаубюттенфест». Этот праздник, отмеченный серией строго определенных ритуалов, напоминает об уходе израильтян из Египта, их освобождении от рабства и их завете с Богом на Синае. Нисан, весенний месяц в Израиле и продолжающийся в течение семи дней, в то время как евреи празднуют в восемь дней.


«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

Маззень как символ спешки перед переездом

Характерной особенностью Песаха является запрет на употребление кислых продуктов или даже в доме. Долг израильтян - праздновать праздник опресноков. Все продукты и напитки производятся из одного из пяти зерен. Аналогичным образом, зерна и мука считаются «подкисленными», если они подвергаются любому процессу ферментации в любой форме или если они только контактируют с водой.

В течение семи или восьми дней Песаха допускаются только лабиринты. Это тонкий хлеб из буханки, весь процесс которого не должен превышать 18 минут и который не может содержать никаких средств для выпечки, таких как зародыш или пищевая сода. Эти хлеба должны напоминать верующим о спешке перед исходом из Египта, который не оставлял им времени, чтобы оставить хлебное тесто.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Тщательная очистка в качестве предварительной обработки

На заводе в религиозном Тель-Авивском районе Бней-Браке производится Маззень. Уже в то время, прежде чем Песах, весь дом должен быть тщательно очищен и освобожден от всей пищи, а не «для Пасхи». Даже карманы одежды должны быть проверены на крошки. Многие семьи владеют собственными блюдами, которые используются только для Песаха. Если у вас нет таких блюд, вы должны промыть пищу и приготовить посуду ритуально водой и кипячением.

Седерский вечер как изюминка праздника

Настоящий фестиваль начинается накануне Нисана с богослужением в синагоге, а затем вечером Седера. Еврейское слово «седер» означает порядок и очень применимо в том, что последовательность седерного вечера точно определена. К каждому седельному столу относятся три маззена и шесть блюд с символическим смыслом, которые лежат на седельной тарелке.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

פֶּסַח ‎ Песах ивр. פֶּסַח‎ Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера . Тип Еврейский иначе Праздник весны / Праздник свободы Значение Праздник Исхода из Египта Установлен Тора Отмечается евреями в период с 15 нисан по 21 нисан Празднование синагога , семья Традиции Молитва в синагоге, Галель .
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец , седер , маца , Хаггада Связан с Шавуот

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад.

Первоначально Песах отмечался в семейном кругу - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошияhу централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым . Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме , видимо, сохранялся и после возвращения из вавилонского пленения .

Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима . Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь .

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец ). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.

Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах »), можно есть круглый год.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах » (в русском варианте - «пасха»). Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром . Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии - рассказывать детям об исходе из Египта.

Чтение Пасхальной hагады

В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной hагаде - её читают в первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура .

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Молитвы

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью - hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах