10 апреля для православных христиан - Великий Понедельник Страстной недели Великого Поста.

Все дни посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день Страстной недели именуются святым и великим.



В Великий Понедельник, как и в другие дни Страстной недели, в церквях проходят богослужения., Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

В Великий Понедельник, как и в другие дни Страстной седмицы, православные верующие проводят в строгих ограничениях. В первые три дня Страстной седмицы Церковь готовит верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом смоковницы, богатой листвой, но бесплодной. Это дерево символизировало людей, которые в душе не несли истинной веры.

В Страстный Понедельник люди начинали готовиться к Пасхе. В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину. Также в этот день необходимо было завершить ремонт в доме и убрать двор. «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!», - говорили наши предки.



В Страстный Понедельник продолжался Великий пост. Разрешается холодная растительная пища без масла.

По народным верованиям, в Страстный Понедельник люди следили, чтобы в этот день в доме не было ничего нечистого (из продуктов), чтобы не напала порча на людей и скотину.

Во время оно, возвращься Иисус во град, взалка. И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница. И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница? Отвещав же Иисус рече им: аминь глаголю вам, аще имате веру, и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: двигнися, и верзися в море, будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете. И пришедшу Ему в церковь, приступиша к Нему учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши? И кто Ти даде власть сию? Отвещав же Иисус, рече им: вопрошу вы и Аз слово едино: еже аще речете Мне, и Аз вам реку, коею властию сия творю. Крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек? Они же помышляху в себе, глаголюще: аще речем, с небесе: речет нам, почто убо не веровасте ему? Аще ли речем, от человек: боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка. И отвещавше Иисусови реша: не вемы. Рече им и Той: ни Аз вам глаголю, коею властию сия творю. Что же ся вам мнит? Человек некий имяше два сына, и пришед к первому, рече: чадо, иди днесь, делай в винограде моем. Он же отвещав, рече: не хощу. Последи же раскаявся, иде. И приступль к другому, рече такоже. Он же отвещав рече: аз, господи, иду. И не иде. Кий от обою сотвори волю отчу? Глаголаша Ему: первый. Глагола им Иисус: аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии. Прииде бо к вам Иоанн Креститель путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему: вы же видевше, не раскаястеся последи, веровати ему. Ину притчу слышите: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаст и делателем, и отыде. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его. И емше делателе рабы его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайша первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его. И емше его, изведоша вон из винограда, и убиша. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его.

Страстная седмица – главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.

Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.

В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21:19). Некоторые читатели могут удивиться кажущейся несправедливости Господа: как это так Он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин. 19:55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», – молится Церковь в этот день.

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? – спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21:41). По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38), – скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа – один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.

В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного. За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.

Тропарь на Великий Понедельник, глас 8

С е, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.

Кондак на Великий Понедельник, глас 8

И аков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.

Страстной Понедельник, он же Великий Понедельник, является началом Страстной недели. Название «Страстная» в переводе с церковнославянского означает «муки», «страдания».

Страстная неделя

Святые апостолы, ученики Христовы, после его вознесения начали традицию празднования Страстной седмицы. Во время Страстной недели верующие вспоминают о трагических, последних днях жизни Иисуса Христа и о его подвиге ради спасения всех живых. Страстная неделя характеризуется строжайшим воздержании от кулинарных излишеств, плотских утех, зрелищ и шумных празднеств, чтобы люди смогли в полной мере посвятить все свое свободное время молитвам и духовному очищению, осознанию в полной мере всей значимости и важности самопожертвования Христа. И первый день ее — Великий понедельник.

Перед каждым днем Страстной недели принято добавлять слово «великий», дабы подчеркнуть значимость каждого дня для всей христианской паствы. Главный символ, с которым ассоциируется Страстной Понедельник, -это библейская смоковница. Сегодня она более известна как инжир. Согласно приданию, смоковница вся была покрыта зелеными листами, однако плодов не приносила. Тогда Спаситель словом Божьим заставил смоковницу усохнуть. Библия как бы намекает людям о том, что та же участь постигнет любого человека, чья душа не обрела веры, молитвы, бесплодна праведными делами. Именно такими людьми являлись иудейские первосвященники, внешне набожные, но духовно бедные внутри.

Церковные писания

В Страстной Понедельник также воздают память не менее важным событиям: изгнанию Христом из храмов продавцов голубями и обменщиков денег, а также продажу целомудренного Иосифа родными братьями. В Великий Понедельник Иисус разбросал столы торговцев и изгнал их из храма, впредь запретив их впускать, уча, что храм есть дом для совершения молитв, а не разбойничий вертеп.

Согласно Евангелию Иосиф служит верующим прообразом самого Иисуса Христа и это вспоминают в Великий Понедельник. Целомудренный Иосиф, любимый сын Иакова, был продан завистливыми родными братьями в рабство в Египет. Христос был предан народом своим иудейским из ненависти и зависти и приговорен к смерти. Иосиф был брошен в темницу. Иисус Христос был распят, страдания его начались в Страстной Понедельник, но после воскрешения властвует над миром. Иосиф становится владыкой египетским. Во время семилетнего голода Иосиф кормил всех хлебом. Христос же питает верующих и дарит возможность для вечной жизни в царствии небесном. В Страстной Понедельник верующими возносятся молитвы о спасении души.

Духовно соприкасаясь и переживая страдания Иисуса Христа, в Страстной Понедельник церковнослужители облачаются в темные одежды. В Великий Понедельник служат великое повечерие, утреню, литургию преждеосвященных даров.

Традиции в страстной понедельник и приметы

После крещения Руси у славян началось тесное переплетение христианских и патриархальных традиций. В Страстной Понедельник активно занимались хозяйством и промыслами. Чинили крыши и устраняли изъяны в доме и хозяйственных постройках. Начинали заготовку кормов для скота.

Женщины и девушки готовили еду, наводили порядок в доме. Углы в доме в Великий Понедельник обмахивались тряпкой, которая, согласно поверьям, прикладывалась или привязывалась к больным местам и облегчала страдания. Эту же тряпку стелили в бане на полу, дабы оберечь себя от болезней суставов и кожи ног.

Повитухи и знахари заготавливали золу. Зола на Страстной Понедельник якобы помогала излечить дурной сглаз, пьянство, различные привороты и иные магические ритуалы.

Девицы и вдовы занимались гаданием. Считалось, что если на Великий Понедельник долго сидеть у окна, пристально смотреть вдаль, а затем увидеть мужской или девичий силуэт, то в семье этой девушки или женщины три месяца будут царить счастье и благополучие во всех начинаниях, болезни излечиваются, а проблемы обходят стороной.

Однако, ничего хорошего не сулило видение старушечьего силуэта. Всех ожидало страшное невезение. Если возникало видение двух и более людей, то это сулило скорейшее налаживание отношений внутри семьи, окончании ссор и былых обид.

Девушки и женщины старались умываться водой, предварительно налитой в яичную скорлупу, серебряную или золотую посуду. Считалось, что если сделать это в Великий Понедельник, то можно сохранить молодость и красоту.

Доброй приметой почиталось в Страстной Понедельник увидеть на пути кошку, верный признак скорой прибыли и достатка.

Севшая на подоконник или оконную раму в Великий Понедельник птица давала повод к получению добрых новостей и радости. Повстречав собаку, ждали грустных вестей или событий. Хромой встречный предвещал смерть родственников.

Примечали за погодой. О сухом и теплом лете и прекрасном урожае в Страстной Понедельник говорило безоблачное, солнечное небо. В такую же погоду ждали укрепления семейных уз и обретения счастья.

Автор статьи: «Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста» Лулул

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

    Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

    Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

    И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

    И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

    Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

    Митрополит Антоний Сурожский